ПОСЛЕДИПЛОМНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ – хуже некуда

of-what-ill-will-he-die

С дипломом, но без знаний

Получением диплома, по окончанию вуза, завершается первичное образование врача. Если вы почитаете многочисленные иностранные (например, англоязычные) форумы студентов медицинских вузов, то услышите отчаянный крик о тяжелой и интенсивной учебе и экзаменационном прессинге. У окончивших вузы вы не услышите радостных воспоминания о прекрасной студенческой жизни.

В отличие от наших студентов, для которых студенческая жизнь продолжает оставаться веселым времяпровождением (хотя  многим из них и стало  жить трудней из-за финансовых проблем, в связи с чем гораздо большее, чем ранее, студентов вынуждено подрабатывать).

Учебные требования и качество приобретенных знаний остаются на крайне низком уровне. Обусловлено это многими факторами: отношением самих студентов, низкими вузовскими требованиями на протяжении всей учебы, непрофессионализмом преподавателей и высокой степенью их коррумпированности, архаичной учебно-методической базой, отсталостью отечественной медицинской науки.

В решающей степени качество сегодняшнего выпускника – молодого доктора зависит от субъективных факторов – его личной целеустремленности и тому, как повезет с преподавателями и учебно-клиническими базами. Что немыслимо в вузах цивилизованных стран и развивающих странах, где учебный процесс протекает по западным стандартам. И нет шанса окончить вуз, не соответствуя определенным стандартам.

Подтверждением моих слов являются многочисленные сообщения на зарубежных форумах об иностранных студентах, обучавшихся в Украине и России. Например, Малазийском, где читаешь возмущения по поводу низкого уровня предоставляемых знаний, отсутствие у выпускников-врачей современных знаний и практических навыков (даже элементарных).

Отечественные принципы и этапы постдипломного образования

Структура нашего постдипломного образования не вписывается ни в какие международные стандарты. И даже не касаясь качества этого образования, у наших специалистов работающих за рубежом, нет шанса доказать даже формально свою высокую квалификацию.

После окончания зарубежного вуза все врачи проходят годичную интернатуру получая при этом базовое разностороннее минимальное образование, позволяющее им приступать к самостоятельной практике. Это предоставляет ему весьма ограниченные возможности в выборе места работы и, безусловно, ни о какой специализации не может быть и речи.

В отличие от нашего образования, при котором врач, не имеющий никаких широких базовых самостоятельных практических навыков получает специализацию во время прохождения интернатуры.

Специализацию у нас можно получить и в ординатуре. Однако получив профессиональную специализацию по ее окончании, врач не получает реальной международной квалификации: врач-специалист, что в реальности отражает уровень этого образования.

Специализация-резидентура по различным областям медицины для врачей длиться во всем мире 4-5 лет. В ходе интенсивной учебы и практической деятельности он получает высокий уровень квалификации. Врач специалист готов к абсолютно автономной работе на современном уровне в своей специальности, а также владеет всеми практическими или оперативными навыками. Его клинический уровень, в большинстве случаев, выше, чем у наших сотрудников кафедр.

Для примера я приведу, например, специальность врача кардиолога. Получая у нас в течение интернатуры  эту специальность врач становиться, по-сути, узким терапевтом, который в будущем будет вести прием больных кардиологического профиля и вести отчетность. Получая же за рубежом в течение 4-5 лет свое образование, кардиолог овладевает не только практикой ведения на современном уровне кардиологических пациентов, но и всеми инвазивными диагностическими и лечебными методами, применяемыми в кардиологии, а также эхокардиографией и другими диагностическими методами.

Что касается дальнейшего постдипломного образования (аттестационные и другие курсы) врачей любой специальности, то оно не выдерживает ни какой критики. Месячные формальные курсы со “сдачей” аттестационных экзаменов это глумление над здравым смыслом и справедливостью. За рубежом врачи также периодически проходят различные курсы, однако они направлены на овладевание новыми методиками и лечебными возможностями, а также направлены на расширение своих клинических знаний в смежных специальностях.

Постдипломная эпопея

Интернатура

Безусловно, можно сказать, что сроки специализации в интернатуре (если признать неизбежностью факт специализации во время прохождения интернатуры) не достаточны. Однако, на мой взгляд, не это является главной причиной низкого уровня приобретаемых врачебных знаний, потому что установи в наших условиях более протяженный период обучения (что и было одно время) – результат был бы тот же.

Воистину, драматичная картина разворачивается, если рассмотреть теоретический и практический уровень, который получают наши врачи в ходе своего обучения в интернатуре.

Проходя ее, молодые врачи часть учебного времени проводят на своих профильных клинических базах, а часть в больницах, часто периферийных и весьма архаичных.
На клинических базах их учеба мало чем отличается от студенческих лет не только в овладении теоретическими знаниями, но и в приобретении практических врачебных навыков.

Понятно, что для врачей хирургического профиля (хирурги, акушеры-гинекологи, ЛОР, окулисты), это имеет катастрофические последствия, несмотря на то, что у них интернатура длиться 2 года. Можно констатировать всеобщий факт их неподготовленности. Если интерны не дети сотрудников кафедр или иные “блатные” лица, то овладеть профессиональными оперативными навыками им во время интернатуры не удастся.

Связано это с тем, что всюду профессора и остальные сотрудники кафедр, рассматривают свою клиническую базу не как учебный центр для молодых врачей, а как кормушку для своего обогащения, не подпуская, тем самым, интернов к операциям.

В отличие от нашей системы, за границей интернатуру (а под этим в основном подразумевается получение всеми! врачами подготовки по общей практике), как правило, проходят в течение 1 года и она проходит в учебных госпиталях. Тичинг госпиталь представляет собой крупную многопрофильную  больницу, связанную с университетом в которой подготовка врача к самостоятельной практике является его главной задачей.

Как врач, работавший за границей и работавший вместе с интернами и молодыми врачами, могу сказать, что разница в качестве подготовки врача-интерна значительно отличается, сравнивая с нашей. Молодые врачи общей практики имеют лучшую подготовку по терапии и смежным специальностям терапевтического профиля, педиатрии, а также в области хирургии и акушерства-гинекологии. Они способны также выполнять малые хирургические вмешательства.

Наши интерны также, считается, что получают подобную подготовку, но в реальности практически все выполняют это формально. Руководители их подготовки с удовольствием подписывают все бумаги, доказывающие овладение ими практических навыков, закрывая глаза на почти всеобщую фальсификацию этого.

Ординатура

Задачами ординатуры являются – специализация врача, в какой либо отрасли медицины после окончания вуза (!) или повышение его квалификации, после полученной специализации в интернатуре. Совершенно очевидно, что ее сроки (2 года) не соответствуют международным стандартам (обычно резидентура за рубежом длится в течениние 4-5 лет).

Не соответствует она и статусу резидентуры, после которой врач получает полноценную категорию – врача специалиста, имеющую чрезвычайно высокий статус и доход.

У нас же окончание ординатуры вообще ничего не значит. Врач не имеет даже минимальной категории. Это также никак не сказывается на оплате его труда.

Как и в случае с интернатурой, основная проблема ординатуры заключается в качестве этого образования. Как и в интернатуре, качество получаемых врачом (терапевтического профиля) знаний в решаемой степени зависит от мотивации самого ординатора, уровня квалификации и ответственности к своим обязанностям самих сотрудников кафедры, а также материально-техническим состоянием и оснащением самой больницы. То есть все отдается на волю случая.

Для врачей-ординаторов хирургического профиля положение немногим отличается от прохождения интернатуры. В отличие от своих западных коллег, они не то, что не становятся высококлассными хирургами, а вообще могут не выполнить ни одной операции за все время ординатуры.

Выводы: Как врач, который прошел все этапы отечественного постдипломного образования и достиг высшей степени квалификации (при всем моем скепсисе к этому образованию и критериям), а также длительное время работал за границей, я имею моральное право и могу со знанием дела судить и сравнивать.

Подготовка молодых врачей в интернатуре находится на крайне низком уровне, не позволяющем им получить необходимые практические навыки. Позиция, занимаемая профессорско-преподавательским составом кафедр последипломного обучения, особенно хирургического профиля – преступна по отношению к молодым врачам, которые не осознают еще своей третьесортности, к здравоохранению, куда направляются все эти неучи и к больным, которые обречены на неквалифицированную  медицинскую помощь.

Немногим отличается ординатура по качеству знаний от интернатуры, отдавая в руки судьбы и субъективным фактором уровень квалификации будущего “специалиста”.

Молодые врачи после окончания интернатуры и ординатуры не способны в большинстве случаев начать активную самостоятельную работу. Для врачей хирургического профиля настоящая учеба только начнется на своем рабочем месте. Если конечно останется энтузиазм и будет для этого возможность (например, допустит ли его к операционному столу заведующий хирургическим отделением).

На основании опыта, скажу, что весьма малая часть этих врачей становиться активно оперирующими хирургами. Не представляется возможным говорить о какой-то высокой их квалификации. Это – удел единиц.

Можно констатировать совершенное не соответствие кафедр последипломного образования своим основным задачам. Главной из них – подготовки квалифицированных врачей. Создается впечатление, что они им просто мешают. Ведь у них есть более важные личные задачи – материальный интерес не подпускать молодых врачей к больным (так как операции представляют коммерческий интерес), а также занятость “наукой” (хотя трудно назвать их примитивные работы настоящей наукой).

Совершенно очевидно, что нынешнее состояние постдипломного образования врачей не соответствует ни каким современным международным стандартам, как с формальной стороны – короткий срок и сама квалификационная градация, так и с качественной стороны – отсталость знаний и безответственное отношение професорско-преподавательского состава кафедр.

Если кто-то считает это ложью, то можно подтвердить это субъективно – качеством наших молодых врачей в больницах и объективно – результатами постдипломных контрольных экзаменов.

Но если бы действительно независимая комиссия проверила бы знания и реальное владение практическими навыками врачей после завершения ими интернатуры или ординатуры, то боюсь, картина была бы более трагичной. А если бы в эту комиссию включить зарубежных представителей, то скандал был бы вселенских масштабов.

И результатом этой проверки должно быть решение – незамедлительное увольнение сотрудников этих кафедр,  невзирая на имена.

Поверьте мне, у нас нет таких имен, которые можно было бы променять на интересы больных  и сломленные врачебные судьбы.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: